У РОССИИ ПОЯВИЛСЯ ШАНС ПОБЕДИТЬ

Эксперты спорят, почему Америка после одностороннего выхода России из холодной войны не смогла удержаться на имперском олимпе? Большинство кивает на пандемию, называя ее черным лебедем. Так ли это?

Назову три стратегические ошибки США, предопределившие печальную судьбу очередной Империи: самопровозглашение победителем в холодной войне; вторжение в Ирак; злоупотребление статусом эмиссионного центра.

Объявление о победе над Россией стоило потере ключа от Евразии, без владения которым глобальных империй не бывает, а в условиях холодной войны с Китаем и вовсе непозволительная роскошь.

Вторжение в Ирак без решения СБ ООН нанесло удар по мягкой силе, базирующейся на мифе о конце истории и страхе перед жесткой силой.

Конец истории не состоялся, а жесткой силе научились противодействовать, что запустило механизм экстенсивного развития военной силы США и привело к уязвимости перед Россией, сделавшей ставку на умную армию.

Злоупотребление печатным станком и экспортом капитала повлекло деградацию собственной экономики, потерю компетенций в науке и промышленности, появление производств, чья продукция по параметрам цена — качество неконкурентна на свободном рынке.

К таким относится ядерная и сланцевая энергетика, металлургия и военная промышленность. Из кризиса 2008 г. выводы не сделаны. Общество не готово к переменам, переучиванию и терпению.

Трамп пришел с опозданием на десять лет и вынужден выбирать между плохими и очень плохими решениями.

Ограничения на импорт и агрессивное продвижение экспорта усложняет отношения не только с Китаем, но и ближайшими союзниками, добивает образ «града на холме» и нефтедоллар, отказ от протекционизма приведет к краху ряда отраслей. Злоупотребление односторонними санкциями подрывает позиции доллара как платежной единицы.

О многополярном мире

Многополярный не значит двухсотполярный. Это мир, опирающийся на волю и возможности самодостаточных, суверенных государств. Самодостаточное — государство, чья экономика гарантирует автономное существование страны с приемлемым уровнем жизни населения, стабильностью государственных и социальных институтов, нацеленных на сохранение и развитие нации. Суверенное — государство, способное обеспечивать защиту и развитие нации по своему усмотрению.

Сегодня ни одно государство не соответствует заявленным требованиям. Это говорит о том, что мир прекратил существовать как однополярный, но не сформировался как многополярный. К авторам многополярного мира наиболее близки Китай, США, Россия, Индия, Япония, Германия.

Без события мирового уровня или явного приближения к нему, близкого по масштабу последствий ко Второй мировой войне, Америка не признает новую реальность.

Используя информационные возможности, попытается убедить мир, что таким событием является пандемия, а победила она, или попытается сконструировать иное виртуальное событие и навязать свою версию победы, но напористость на фоне «хромой мягкой силой» приблизит новую норму — мир без правил.

Мир без правил

Без структурной перестройки экономики Америка не имеет шансов на лидерство. Структурная перестройка без холодной войны с Китаем, торговых конфликтов с Германией, Индией, Японией и всех против всех невозможна.

Доминирующей стратегией кандидатов в лидеры многополярного мира будет эскалация ради деэскалации, нацеленная на подрыв суверенитета и самодостаточности государств-соперников. В связи с развитием информационных технологий распространится и на разрушение самодостаточности и суверенного миропонимания людей.

Долгосрочные союзы государств, международные организации, учрежденные без участия России и Китая, уйдут в историю.

Значимыми факторами будут военная сила и наличие воли к ее применению; способность к укреплению самодостаточности государства без потери внутренней стабильности.

Победителей определять рано, но проиграют те, кто:
— первым перейдет в широкомасштабное наступление без взаимовыгодной для большинства лидеров повестки;
— потребует политической лояльности от государств, на которые нацелена экономическая экспансия;
— не станет или не сможет отвечать на агрессивные шаги соперников и продолжит уповать на «международное право»;
— будет реагировать на информационные вбросы и провокации, вместо конструирования собственных, чувствительных для соперников тем;
— втянется в конфронтацию с сателлитами, вместо ответов хозяину.

Сможет ли Россия стать лидером многополярного мира и побеждать в мире без правил?

Учитывая, что без России ни Европа, ни Китай не способны стать полноценными лидерами, а принуждение России к изменению поведения экономическим давлением и военной силой невозможно, — шансы более чем реальны. Простых решений не осталось, но важно не допустить стратегических ошибок.

Время играет на руку России. Заигрывать с Америкой и Европой, ослаблять стратегическое партнерство с Китаем контрпродуктивно.

Ни Чехия, ни Эстония не пошлют свои дивизии на российско-китайскую границу. Безвозмездной помощи от ЕС и НАТО в объеме 300,0 млрд. долл. в год не будет. При том что России предстоит отказ от: суверенитета, веры, истории и традиций, стабильности, 300,0 млрд. долл. в год, — доходы от торговли, дополнительные расходы на оборону.

Контрпродуктивно ускорять процесс включения территорий Украины и Белоруссии, кроме республик Донбасса, в состав Российской Федерации даже при условии, что об этом попросит Европа и не будет возражать Америка. После тотальной приватизации и роста долгов до запредельного уровня попросят и не будут возражать.

Процесс интеграции территорий, находящихся западнее от Ростова и Пскова, неизбежен, но об этом должно просить население, там проживающее и не возражать российское.

Контрпродуктивно инициировать многосторонние переговоры с участием стран НАТО по любым вопросам сотрудничества и по разоружению с США.

Первые международные уроки от пандемии

Практики показали ограниченную жизнеспособность стран, где:
— интересы личности выше общественных;
— свобода личности не заканчивается там, где начинается свобода других;
— экономика не ориентирована на самообеспечение прожиточного минимума населения страны;
— семьи не являются самодостаточной ячейкой общества, а за пожилыми ухаживают не родственники и «национальные» наемные работники, а наемные работники, приехавшие из других стран;
— экстренные службы и медицина укомплектованы персоналом с большой долей в возрасте 60+.

Уроки для России:
— Курс на импортозамещение стратегических товаров правильный, но требуется уточнение перечня и ускорение реализации;
— в концепции пенсионной реформы заложены две мины.

Стратегическая — к стране героев, покорителей космоса и севера не применимы европейские, пенсионные нормы. Только трудовой стаж с учетом льгот отражает вклад человека в общее благо, и привязка к стажу 45.0 рациональнее и справедливее, чем к возрасту 65.0. 

Практическая — не учтена специфика работы в экстренных службах, нет льгот для работодателей, нанимающих людей в возрасте 60+.

Конкурентные преимущества России в борьбе за лидерство в многополярном мире:

— Первой осознала значимость суверенных государств, сформулировала и заявила о принципах построения многополярного мира;
— Обладает военным превосходством над соперниками, объединенными идеей сдерживания и десуверенизации России;
— По запасу прочности российская «экономика самодостаточности» если не первая, то и не вторая в мире. При сбое глобальной экономики нe грозят: голод, холод, остановка транспорта, ослабление военного потенциала и управляемости. Посткрымские практики приучили управленцев работать в условиях ограниченной глобализации;
— Единственная из развитых стран способна обеспечить работой больше людей, нежели проживает на ее территории;
— Не ограничены возможности развития с опорой на самодостаточные элементы, устроенные по схеме «дом плюс бизнес»;
— Возможности внутреннего заимствования превышают потребности экономики, опережающего развития в капитальных инвестициях, о чем свидетельствуют расходы России на поддержку дружественных стран и Союзных Республик, оборону и безопасность в 1985 г., которые превышали текущие на 225,0 млрд. долл. в год;
— Центр роста поствирусной экономики переместится в Евразию, что повысит роль России в качестве арбитра и гаранта неделимой безопасности континента, стабильного экспортера, привлекательного импортера, конструктора новых цепочек добавленной стоимости, надежного логистического и транзитного партнера;
— Китай выходит на плато экстенсивного развития. Рост экспорта затруднен ограничениями США, а доступ к сырью — политической и социальной нестабильностью в сырьевых, включая нефтедобывающие, странах.

Потенциал экстенсивного развития США, Германии, Японии исчерпан. Потенциал Индии зависит от внешних факторов, более — китайского. Потенциал России ограничен лишь качеством планирования, наличием трудовых ресурсов и квалифицированных кадров.

Стратегическая ошибка Германии, препятствовавшей планам России по интеграции стран постсоветского пространства и Китая, не поддержавшего устремления России, сыграет в ее пользу.

Германия и Китай вместо приобретения новых надежных партнеров получат деградирующие государства, потеряют рынки сбыта, транзитные маршруты и поставщиков сырья.

Россия вступает в новую реальность:

♦ «Страны-перебежчики» уступают ей свои доли на внешних рынках, транзитные маршруты, высвобождают трудовые ресурсы, включая квалифицированные, для реализации планов опережающего развития;
♦ Торговые ограничения США в отношении Китая, Германии и Японии обострят борьбу за российский технологический рынок, что облегчит приток технологий, прямых инвестиций и импорт талантов;
♦ Отказ от интернационализма, способность гарантировать безопасность при невмешательстве во внутренние дела государств, спокойноe отношениe к чужим природным ресурсам благоприятствуют экспансии России в страны Евразии, Южной Америки и Африки, конструированию новых цепочек добавленной стоимости;
♦ Геополитический суверенитет способствует формированию условий для экспансии, рациональной защиты внутреннего рынка, ответам в торговой войне, использованию рубля в международной торговле;
♦ В треугольнике Китай — Россия — США на фоне конфликта между США и Китаем роль России кратно возрастает.

Стороны понимают — при переходе красной черты шанс на выживание в руках России.

Ей решать, чьи ракеты первого или ответного удара пропустить, а чьи нет через свою территорию. Позволить ПРО Аляски функционировать по назначению или попросить «покурить в сторонке»;
♦ Понимание о глупости идеи «рынок все отрегулирует» пришло до кризиса;
♦ Отказ от миссии освобождения мирового пролетариата способствует укреплению малобюджетных оборонных возможностей, поскольку уничтожать противника проще, чем освобождать от него территории.

С чего начинать?

► С мониторинга «экономики самодостаточности», создания условий для ускоренного развития предприятий, работающих на импортозамещение, и встраивания их в экономику опережающего развития;
► С усиления институтов народовластия, отказа от законов, управленческих решений и практик, противоречащих традициям страны, от заигрывания с носителями капитулянтских настроений и псевдоценностей, а также с запрета бюджетного финансирования псевдокультуры и индустрии развлечений;
► С ответа на вопрос, почему себестоимость и цены на гражданскую продукцию в России близки к американским или выше, а сопоставимую по основным характеристикам военную ниже в разы?

Не потому ли, что в гражданском сегменте бездумно копируем чужие практики и проигрываем, а в военном опираемся на собственные и выигрываем?;

► С расчистки бюджетов регионов. Передать Федеральному центру структуры образования и здравоохранения, включая подготовки учителей и врачей в обмен на долги и внедрить единые государственные стандарты;
► С интеграции региональных и федеральной инвестиционных карт в комплексную стратегию развития;
► С изучения позитивного опыта развития Росатома, опирающегося на концепцию структурной самодостаточности и негативного в лице ряда корпораций (РЖД, …), избавившихся от научных, внедренческих структур, подразделений, генерирующих прибыль, рентабельных производственных и сервисных подразделений;
► С переосмысления роли государства в экономике. Утверждение о том, что государственные предприятия неэффективны, а уровень развития рыночной экономики зависит от доли частных предприятий, абсурдно и не подтверждено практикой. Финансовые возможности частников достаточны для создания предприятий по производству востребованной на рынке инновационной продукции, а лучшие мировые образцы — ледоколы, оружие, реакторы — созданы в то же время на государственных предприятиях. Качество управления предприятиями зависит от качества наемных управленческих команд вне зависимости от формы собственности, а качество рыночной экономики определяется условиями, создаваемыми государством для функционирования предприятий;
► С изменения подхода к реализации стратегических проектов. В проекты со сроком окупаемости до 20 лет инвестировать не бюджетные, а привлеченные через рыночные механизмы, деньги вне зависимости от формы собственности предприятий.

Отказаться от практики предоставления льгот без привязки к показателям себестоимости продукции.

Ограничить льготы для проектов, зависимых от поставок импортного оборудования и не стимулирующих развитие смежных отраслей;
► С переосмысления разрушительного потенциала конфликтов и сговоров между поставщиками сырья — производителем — оптовиком — розницей — потребителем.

Усилить ответственность и стимулировать развитие отраслевых ассоциаций, формирующих внутренние стандарты качества.

Воплотить в практику: ассоциация лицензирует своих членов на основании внутренних стандартов поведения, эффективности и качества, препятствует монополизации и сговорам. Несоблюдение стандартов ведет к исключению из ассоциации. Ассоциация имеет собственные контрольные, научно-исследовательские и учебные подразделения. Согласовывает с государством стратегию и стандарты развития;
► Повысить уровень безопасности перевозок, ускорить возвращение торгового и рыболовного флота под национальный флаг;
► Разработать механизмы и создать структуры, обеспечивающие экспорт высокотехнологичной продукции через связанные рублевые кредиты и лизинг, включая поставки оборудования для нужд российских предприятий, занимающихся добычей сырья за рубежом;
► Ускорить работу по внедрению системы учета эмиссионных ресурсов через механизм внедрения цифрового, «меченного» рубля;
► Запустить гильотину, очищающую от дискриминирующих обязательств и правил, навязанных в период ограниченного суверенитета. Пересмотреть условия или выйти из неучреждаемых международных организаций;
► Внести изменения в стратегию обороны и безопасности. Принять Закон о коллективной ответственности НАТО за провокационные действия одного из ее членов против России;
► Принять Закон о русофобии, предусматривающий ограничения на перемещение людей и товаров повседневного спроса из стран, приютивших биолаборатории Пентагона.

Факторы, сдерживающие развитие:

— Отсутствует стратегическое планирование, что подтверждается практиками. Инвестиционный дождь, пролитый на медицину, дорожное строительство, ТЭК, АПК привел к росту импорта оборудования, дженериков, генетического материала, а не становлению новых производств;
— Непризнание обществом прав частной собственности на приватизированные предприятия и мультики про «богатые тоже плачут» не меняют ситуацию.

В Западной Европе и Британии первичное накопление капиталов осуществлялось в заморских колониях и привозилось домой. В Восточной Европе предприятия купили западные корпорации.

В России отняли или своровали у своих, а это не забывается. Это нервирует собственников, приводит к неправовому переделу собственности, тормозит развитие судебной системы и политической конкуренции, механизмов передачи собственности наследникам, качественного корпоративного управления, коррупционным, включая внутрикорпоративные, издержкам, снижает уровень капитальных инвестиций и стимулирует утечку капиталов.

В условиях старения собственников грозит коллапсом управления стратегических предприятий. Практика показывает, что настроения работников и людей, проживающих в регионе, меняются к собственникам, инвестирующим средства в глубокую модернизацию предприятий.

Разработать единые критерии оценки эффективности предприятий вне зависимости от формы собственности.

Получившим высшие оценки выдать «охранительные грамоты» добросовестного собственника. Разработать механизмы рыночного принуждения к модернизации частных предприятий и «увольнения» двоечников через механизмы разорительных штрафов;
— Неустойчивое развитие средних предприятий по причине давления на собственников владельцев непрозрачных источников стартового инвестирования.

Создать федеральную лизинговую компанию на базе имеющихся институтов развития, выступающую в роли инкубатора для новых предприятий с механизмами передачи собственности по процедуре обратного лизинга.

Обратить особое внимание на создание гражданских предприятий, базирующихся на технологиях, разработанных в ОПК;
— Идеализация иностранных инвестиций. Создает условия для коррупции через анонимных собственников и анонимные конфликты интересов. Формирует дополнительные анонимные расходы, что ухудшает эффективность предприятий. Деньги российского происхождения сначала утекают за рубеж, возвращаются в виде инвестиций или кредитов, что завышает себестоимость продукции, а затем снова уходят. Особенно, когда залогом под «кредиты» оформляется экспортный товар. Иностранные инвестиции важны как дополняющие конкурентную среду. Льготы представлять лишь инвесторам, приходящим с деньгами и новыми технологиями, и при условии, что часть произведенной продукции будет экспортироваться.

Судя по реакции Правительства на предложения либералов разбросать деньги с вертолета и намекам на понимание разницы между раздачей денег потребителям и эмиссионными инвестициями, у России появился шанс не только выжить, но и победить.

Источник: https://rusvesna.su/news/1588795816

🔥34 просмотров

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.