НАТАЛИЯ НАРОЧНИЦКАЯ О ЖЕНСКОМ ИДЕАЛЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ, ТРАДИЦИЯХ 8 МАРТА И ОТНОШЕНИИ К СОВРЕМЕННОМУ ФЕМИНИЗМУ

«РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ, КОТОРЫЕ ЗАМУЖЕМ ЗА ИНОСТРАНЦАМИ, – ЭТО НАШЕ СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ!»

Известный историк Наталия Нарочницкая о женском идеале русской культуры, традициях 8 Марта и отношении к современному феминизму

«Мужчина и женщина по-разному сильны, по-разному слабы и, конечно, великолепно дополняют друг друга. Не надо это подменять одинаковостью», — считает доктор исторических наук, президент «Фонда изучения исторической перспективы» Наталия Нарочницкая. В интервью «БИЗНЕС Online» она рассказала о том, почему в русских сказках сильные и мудрые героини, как государство должно помогать женщине строить и карьеру, и семью и чем грозит Европе либертаристский отказ от библейских ценностей.

«В РУССКОЙ СКАЗКЕ НЕТ ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ СПОСОБНОСТЬЮ ЖЕНЩИНЫ БЫТЬ РАВНОЙ МУЖЧИНЕ И ЕЕ ЖЕНСКОЙ РОЛЬЮ»

— Наталия Алексеевна, вы авторитетный и опытный ученый, общественный деятель, политик, дипломат. Сегодня в мире много говорится о положении женщин в бизнесе, политике, феминизм и равноправие стали одной из центральных тем для ООН, для мировой информационной и политической повестки. Где находится грань между действительно необходимой поддержкой женщин и порой кажущейся уже гипертрофированной повесткой современного радикального феминизма?

— Такая грань, безусловно, есть. И такого рода грани сначала незаметны. Сегодня это уже становится вопиющим вызовом богоданной природе человека, женской и мужской, перерастает даже в какие-то формы мировоззренческого тоталитаризма. Вот только тогда-то и схватываются и начинают понимать, речь идет уже не о борьбе за равные права в западном обществе, а о совершенно другом абсурдном. В развитых странах за равный труд женщины по закону получают равную оплату, нет какой-то дискриминации при приеме на работу. Но на Западе уже возникло другое противоречия, ты выбираешь — либо ты деловая женщина, которая строит свою карьеру, либо ты мать семейства. И это очень опасная тенденция и противопоставление. Появились целые проповеди жизни без детей, для своего удовольствия. Поэтому извращенные формы западного феминизма вызывают у меня глубокое отвращение.

— Справедливо ли говорить, что Россия — патриархальная страна?

— Было время, когда женщинам посвящали стихи, ради них жертвовали жизнью, защищали их честь. Конечно, это одновременно предполагало ограничение круга участия женщин  в принятии решений. Хотя в русской культуре все немного иначе. Давайте посмотрим на сказки. Достойных женских образов в западных или восточных сказках очень мало, женщина там — это, как правило, нечто красивое, что просто получает герой в награду. Из европейских сказок с сильными женскими образами вспоминается только Ханс Кристиан Андерсен и его сказка «12 лебедей», где Элиза самоотверженно спасает своих братьев. В русских же сказках очень много достойных, сильных женских образов. Это женщины-воительницы Марья Моревна — прекрасная королевна, былинные героини Василиса Премудрая  и Настасья Микулишны. Богатырка Синеглазка — «спит, как речной порог шумит». Такая героиня в битве способна победить мужчину, повергает его и уже приставляет ему к груди «нож булатный» — но он говорит ей: «А не лучше ли взять меня за белы руки и поцеловать в уста сахарны?» И она тут же превращается в любящую и смиренную, верную жену, помощницу во всем, еще потом и спасает от врагов, из плена. А Василиса Премудрая — мудрая советчица, которая придумывает за ночь, как Ивану-Царевичу выполнить невыполнимые задания…

Это образ сильной, мудрой женщины, ничем не уступающей мужчине. Она может проявить все те же качества, что и мужчина, но совершенно не кичится этим, у нее нет комплекса неполноценности, если этого не приходится делать. Богоданная роль женщину совершенно не унижает, русская женщина самодостаточна.  В русской сказке нет противоречий между способностью женщины быть равной мужчине и ее женской ролью.

Вот это своеобразие русской культуры, сочетание этих двух начал, из него рождается и другое отношение к феминизму. В нашей стране, я считаю, не должно быть препятствий для профессиональной самореализации женщины, но тем не менее никогда не надо ее заставлять стоять перед дилеммой — либо ты деловая женщина, либо жена и мать.

— Как вы оцениваете современный феминизм и его роль в мировой политической повестке?

— Не забывайте о том, что феминизм — это часть движения, в которое входит и ЛГБТ-сообщество, и здесь речь уже идет не о защите прав женщин, а о революционной философии, где гендерное равенство — это бунт против богоданной природы человека, когда пол человека становится в мировоззрении социальным конструктом, который каждый себе может выбирать. Поэтому предостерегаю: все современные документы, где речь идет о гендерном равенстве, подразумевают не понятное нам равенство мужчины и женщины, а равенство всех гендерных ориентаций.

Такая философия, когда каждый может выбирать себе пол и ценности, по сути, размывает грань между грехом и добродетелью. Эти понятия сегодня почти изгнаны из европейской культуры — ее уже можно даже назвать не либеральной, а либертарианской. К чему тогда монологи Гамлета и Макбета, страдания мучеников за веру, тех, кто отдавал свою жизнь за отчизну, честь, любовь? Ведь это все нематериальные ценности, которые и отличают человека от животного. Что сделало Европу великой, что заставляло других брать европейскую культуру за ориентир — это ее идеалы. Теперь вместо них абсолютное уравнивание любых проявлений человеческой натуры, даже тех, которые всегда считались низменными.

Наталия Нарочницкая о женском идеале русской культуры, традициях 8 Марта и отношении к современному феминизму.

🔥44 просмотров

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.