КВИНТЭССЕНЦИЯ ИДЕОЛОГИИ НОД

1.7 Запрет цензуры

7. В России запрещена цензура, разрешена ложь (Конституция РФ, статья 29, ч.5).

Упомянутое положение статьи 29 звучит следующим образом[14]:

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

В этой же статье (пункт 1) прописано, что каждому гарантируется свобода мысли и слова[14] — запрет цензуры логически вытекает из этой гарантии. Свобода мысли и слова является одним из основных прав человека — правил, обеспечивающих защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека — которые по Конституции России (статья 2) являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита обязанностью государства[15]. Свобода массовой информации является наряду с другими мерами гарантией идеологического и политического многообразия, закреплённого в статье 13 Конституции — Конституция предполагает, что частные СМИ должны предоставлять бОльшую, чем государственные, возможность выражать свои взгляды и интересы различным группам общества[14].

В НОД к правам человека относятся негативно — их считают «довольно эфемерными» и называют «свободу быть эгоистами и наплевательски относиться к будущему»[11]. Статью 29 в НОД расценивают следующим образом[12]:

Не контролируемая свобода СМИ ведет к подрыву информационного суверенитета и психического здоровья российского общества. Именно отсутствие государственной цензуры в СМИ позволяет распространять информацию, наносящую ущерб человеку, его здоровью, пропагандирует жестокость, насилие, разврат, асоциальное поведение. И всё это несёт угрозу основам государственности, традиционным ценностям, культуре, истории, семье и будущим поколениям. Свобода СМИ — это запрет на обеспечение информационной безопасности и защиту своего суверенитета.

Критикуемое сторонниками НОД право на свободу слова не является абсолютным — та же 29 статья запрещает (пункт 2) пропаганду или агитацию, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства[14]. Для реализации этого положения существует немало законов — например, закон о противодействии экстремистской деятельности (№ 114), об оскорблении чувств верующих (№ 136), о надёжном Интернете (№ 90), об ответственности за распространение фейков (№ 27), об оскорблении государственных символов (№ 30) и многие другие.

Согласно закону о СМИ (№ 2124-1) понятие «цензура» определено следующим образом[13]:

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, — не допускается.

При этом по закону «О чрезвычайном положении» (№ 3-ФКЗ) (статьи 7 и 12) ограничение свободы печати и других средств массовой информации допускается в условиях чрезвычайного и военного положения. Запрет на цензуру не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий — но эти ограничения нельзя отождествлять с цензурой[14].

Одной из форм контроля государства над СМИ является борьба за соблюдение принципов добросовестной конкуренции — в сфере массовой информации монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция представляют, вероятно, бОльшую опасность, чем в промышленности или сельском хозяйстве. Эта обязанность государства закреплена в Конституции (статья 34, п.2) и федеральном законе «О рекламе» (№ 38)[14].

🔥482 просмотров

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.