1.6 Идеология
6. Россия не имеет права иметь государственную идеологию (Конституция РФ, статья 13, ч.2). |
Упомянутый пункт статьи 13 звучит следующим образом[12]:
Статья 13. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; |
В качестве отступления стоит напомнить, что в Конституции СССР 1977 года была закреплена монополия одной партии (КПСС) и, соответственно, идеологии (коммунизма) на власть – данное положение Конституции СССР (статья 6) была изменено законом СССР (№1360-I) от 14 марта 1990 года, согласно которому участие в выработке политики Советского государства, в управлении государственными и общественными делами осуществляет не только КПСС, но и другие политические партии, а также профсоюзные, молодёжные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей.
Запрет на государственную/обязательную идеологию обусловлен демократическим характером российского государства[13][12]:
Статья 1 1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. |
Статья 13
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. |
Таким образом, Конституция закрепляет идеологический и политический плюрализм как основу развития общества и одну из содержательных характеристик демократии. Причиной этого служит разнородность общества – по различным причинам оно делится на различные классы, слои и группы населения, объединенные по интересам их членов и осознанно или неосознанно преследующие общие цели. Противоположность плюрализма – монистическое видение – при его реализации изначально разрушительно, ибо требует наличия внешнего по отношению к самому обществу регулятора, способного работать без ошибок и сбоев. Многообразной действительности более соответствует плюрализм, составляющий часть внутреннего механизма саморегуляции и саморазвития общества, что в свою очередь является условием эволюционного развития общества и определяет пределы государственного руководства обществом[12].
Признание идеологического многообразия (наряду с признанием политического многообразия и многопартийности) в качестве одной из основ конституционного строя РФ есть реакция на насаждавшийся десятилетиями идеологический монизм, закреплявшийся в советских конституциях и поддерживавшийся всеми институтами государственной власти. Оно означает существенное сужение пределов государственной власти, поскольку из-под контроля государства выводится сфера идеологии, под которой обычно понимается система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности.
Одновременно такая конституционализация, поскольку она реализована в социальной практике, выступает гарантией демократии, основанной на свободной циркуляции политических взглядов и обсуждении разнообразных политических программ, поскольку именно политические партии играют существенную роль в обеспечении плюрализма и успешного функционирования демократических институтов[12].