КВИНТЭССЕНЦИЯ ИДЕОЛОГИИ НОД

1.4 Центробанк России

 
4. Центральный Банк России не принадлежит государству и не подчиняется ему. (Федеральный Закон «О Центральном Банке РФ», глава 1, чч.1-2).

Упомянутые положения закона (№ 86-ФЗ) звучат следующим образом[7]:

Статья 1. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Статья 2. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

«Независимость» Центробанка России прописана также в статье 75 Конституции России[8] — её второй пункт НОД тоже использует для продвижения мифа о том, что ЦБ России это отдельная «частная контора», которая не подчиняется России[8][9].

Для понимания юридического статуса Центробанка нужно обратиться к двум основным законам, определяющих статус и функции данного учреждения — соответствующего федерального закона и Конституции России.

1.4.1 Статус Центробанка по Конституции

Статус Центробанка России таков, что его нельзя отнести ни к одной из ветвей государственной власти, но при этом его полномочия предполагают возможность применения мер принуждения — это подтверждено определением Конституционного Суда (№ 268-О) от 14 декабря 2000 года, по которому к таким полномочиям относятся исключительное право на осуществление денежной эмиссии рубля, а также защита и обеспечение его устойчивости. Согласно федеральному закону «О Центральном Банке РФ» в арсенале Центробанка России есть следующие меры принуждения[8]:

  • Принятие решение о государственной регистрации кредитных организаций (статья 4).
  • Выдача кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций (статья 4).
  • Приостановка действия лицензии на осуществление банковских операций и их отзыв (статья 4).
  • Установление порядка и условий осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты (статья 17)[9].
  • Осуществление выдачи, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты(статья 17)[9].
  • Списание в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, суммы недовнесенных средств (статья 38).
  • Взыскание с кредитной организации в судебном порядке штрафа в размере, установленном Банком России (статья 38).
  • Принятие решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов (статья 59).

Кроме того, издаваемые по вопросам компетенции ЦБ РФ нормативные акты — указания, положения и инструкции — обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц; названные нормативные акты, по общему правилу, подлежат государственной регистрации (статья 7)[8].

Несмотря на осуществление некоторых функций органа государственной власти, Банк России является по характеру своей деятельности прежде всего банком, то есть кредитным учреждением — независимость Банка России выражена в особом порядке назначения/отстранения от должности его председателя. По Конституции России кандидатуру на эту должность выдвигает Президент (статья 83), а назначает и освобождает от должности Госдума (статья 103)[8].

1.4.2 Статус Центробанка по федеральному закону

Федеральный Закон «О Центральном Банке РФ» (далее закон) устанавливает следующие цели деятельности данного юридического лица[7]:

Статья 3. Целями деятельности Банка России являются:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
  • развитие финансового рынка Российской Федерации;
  • обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Помимо того, что все функции ЦБ полностью сосредоточены вокруг экономики России, весь его уставной капитал и иное имущество являются федеральной собственностью — это установлено в статье 2, к которой как раз отсылает агитка. Центробанк России не преследует целью получение прибыли (статья 3), причем половину своей выручки (после вычета всех налогов) он перечисляет в федеральный бюджет (статья 26)[7].

По закону деятельность Центробанка зависит от Правительства России[7]:

Статья 4. Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
1.1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

В круг вопросов денежно-кредитной политики (статья 35) входят управление процентными ставками, операции на открытом рынке, эмиссия рубля и так далее. Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики Совет директоров Центробанка России разрабатывает во взаимодействии с Правительством и представляет его для рассмотрения в Национальный финансовый совет, а также Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу (статья 18). Национальный финансовый совет занимается (статья 13) рассмотрением проекта и ежеквартальным рассмотрением реализации направлений единой государственной денежно-кредитной политики[7].

Члены Совета директоров ЦБ назначаются Государственной Думой на должность сроком на пять лет по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации (статья 15). Совет Директоров разрабатывает совместно с Правительством направления денежно-кредитной политики и принимает основные решения Центрального Банка, в том числе и по процентным ставкам, и по эмиссии рубля, и по другим вопросам (статья 18)[7].

Согласно закону (статья 12) Национальный финансовый совет как коллегиальный орган формируется за счет представителей от органов власти России[7]:

  • от Совета Федерации — 2 человека (из числа членов);
  • от Госдумы — 3 человека (из числа депутатов);
  • от Президента — 3 человека;
  • от Правительства — 3 человека.

Последним членом является Председатель Центробанка России — он назначается и освобождается от должности решением Госдумы по представлению Президента (статья 5), причём одним из оснований освобождения от должности по закону служит нарушение им федеральных законов, регулирующих деятельность Банка России (статья 14).

Закон устанавливает для Банка России подотчётность Госдуме (статья 5) — годовой отчет о деятельности Банка России направляется в Госдуму, а оттуда Президенту и Правительству России (статья 25)[7].

Наконец, «независимость» Центробанка опровергает следующее положение закона[7]:

Статья 21. Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.

В этой же статье установлено, что Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации[7].

🔥482 просмотров

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.