КИТАЙ И ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ. КАК ЗАРАБОТАТЬ НА ШЁЛКОВОМ ПУТИ?

Почему с Китаем лучше дружить. 

Программа по восстановлению Шёлкового пути, в древние времена служившего способом обмена товарами между самыми удалёнными частями Евразии и Африкой и ставшего причиной процветания вовлечённых в торговлю регионов, известна в последние годы в Китае как инициатива «Один пояс и один путь».

При этом она стала значительно глубже — речь идёт уже не только о банальной торговле, а и о глубокой кооперации Китая со странами Евразии и Африки. В основе, конечно, лежит обновление и расширение существующих коммуникационных каналов — как морских, так и сухопутных, призванное ускорить и увеличить потоки товаров. Но это является не конечной целью, а средством для того, чтобы глубже связать экономику Китая с экономикой десятков стран Евразии и Африки, в перспективе — создать единое экономическое пространство на основе быстрых современных коммуникаций. И для таких планов есть причины. 

Китай начинал рыночную трансформацию посредством построения ориентированных на экспорт секторов экономики. Где-то заделы уже были, как в случае текстиля и металлургии, где-то создавать экспортные потоки пришлось практически с нуля, как это было в случае аппаратов для сотовой связи и компьютеров. Свою роль в развитии Китая успех ориентированных на экспорт производств сыграл, сделав КНР к 2009 году крупнейшим экспортёром товаров на планете.

Но необходимо двигаться дальше, повышая в ближайшие десятилетия уровень жизни среднего жителя Китая до стандартов США, ЕС и Японии, а это невозможно сделать только посредством экспорта для крупнейшей по населению страны мира. Ёмкость мирового рынка слишком мала для этого, а готовность принимать огромные потоки товаров из Китая, теряя рабочие места на своей территории, не безгранична. Остается ещё две возможности, эффект которых продемонстрирован на практике такой страной, как США. Американцы эксплуатируют модель роста экономики на основе внутреннего спроса.

Экспорт для США имеет значение, но намного меньшее, чем для Китая или Германии. Вторая возможность также заманчива. Чтобы усилить возможности роста американской экономики и её устойчивость, была создана НАФТА — единое экономическое пространство с Канадой и Мексикой. Нравится ли НАФТА лично новому президенту США Дональду Трампу или нет, не так уж и важно — свою позитивную роль для США эта организация выполняет. Схожим образом себя ведёт и Китай. Раз уж надо развиваться в условиях глобализации (к которой КНР относится очень позитивно), и уже достигнуты грандиозные успехи для китайской экономики посредством её институтов, то почему бы не идти к этой цели созданием огромного регионального экономического пространства на территории десятков стран Азии, Африки и Европы? Начало было положено в 2010 году созданием зоны свободной торговли Китая с АСЕАН, затем пришло время мыслить ещё более глобально посредством концепции «Один пояс и один путь».

Мотивирует китайское руководство двигаться по этому маршруту и совершенно чёткое осознание, что оно может рассчитывать на то, что при любом экономическом сближении с другими странами Китай точно не останется в проигрыше. Об этом свидетельствуют крупнейшие в мире международные активы КНР и самые крупные банки мира, созданные в Китае. Китайских предпринимателей можно смело считать одними из лучших в мире по хватке и способности извлечь прибыль, что всегда знали в Азии, а вот в Европе и США над этим начали задумываться только в последние годы. В этом свете понятна и негативная западная реакция на концепцию «Одного пояса и одного пути». Там уже далеко не так уверены в способности своих предпринимателей противостоять китайским, пропала напрочь легкомысленность, с которой КНР предоставлялись различные преференции в торговле с западными странами в 1970-х — 1980-х годах.

Более того, Запад теперь уже напуган Китаем, о чём красноречиво свидетельствуют сотни статей и монографий, призывающих страны-участников концепции «Один пояс и один путь» опасаться имперских амбиций Китая и отказаться от участия в инициативе. Вот, к примеру, название одной из последних статей на эту тему от 12 марта 2018 года в журнале Foreign Policy: «Глобальные мечты Китая вызывают у соседей кошмары. Из России в Центральную Азию — пекинская инициатива “Один пояс и один путь” вызывает плохие воспоминания о китайском империализме». Саму статью дальше уже можно не читать.

Если Запад не уверен в способностях своих предпринимателей, располагающих более современными технологиями и существенными финансовыми активами, чем предприниматели в любой из стран ЕАЭС, выдержать натиск китайцев, то как же быть нам? Последовать западным рекомендациям и ограничивать экономическую кооперацию с Китаем, отвергать инициативу «Один пояс и один путь»? Но это тоже не выход.

В чём Запад прав, так это в том, что гонку Китаю он проиграет. А КНР, когда станет победителем, не сможет забыть тех, кто следовал рекомендациям из Вашингтона, а не пытался наладить отношения с грядущим мировым лидером из Азии. И чувствовать себя они в новом мире, ориентированном на Китай, будут значительно хуже тех, кто вовремя сделал ставку на нового фаворита.

В то же время глупо испытывать слишком большую доверчивость к предложениям Китая. Естественно, что, как любое сильное национальное государство, Китай делает другим странам предложения, которые прежде всего объективно выгодны ему. Поэтому участвовать в концепции «Один пояс и один путь» Беларуси и России надо, но с должной обстоятельностью. Всегда чётко декларировать готовность к участию, но отказываться принимать те предложения, в которых нет и нашей отчётливо ощутимой выгоды. Это та самая ситуация, когда тише едешь, дальше будешь. Лучше подождать год или два, но реализовать тот формат участия, который будет способствовать прежде всего нашим национальным интересам.

В частности, совершенно справедливо утверждение Китая, что Беларусь и Россия заинтересованы в модернизации железных дорог и шоссе или строительстве новых на пути из Азии в Европу. Особенно это важно для России, учитывая необозримость российских просторов. Но важно, какой ценой реализовывать эти планы. Неприемлемы предложения, при которых шоссе и железные дороги будут модернизированы, но Минск и Москва будут в результате в долгах, как в шелках, а при строительстве будут использоваться китайские стройматериалы и китайские рабочие.

При этом грузы из Китая в ЕС и обратно будут с огромной скоростью пересекать наши славянские просторы, принося основную прибыль не нам. Принципиальной является позиция, при которой вкладываемые Беларусью и Россией средства должны иметь реальную окупаемость в обозримый период. Принципиальной позицией является основной финансовый вклад китайской стороны в новые инфраструктурные проекты, потому что китайские банки переполнены деньгами, которые надо куда-нибудь пристроить, а в России и Беларуси лишних денег не так уж и много. Принципиальным является широкое использование отечественной рабочей силы, строительных материалов и создание на маршрутах из Азии в ЕС мощных логистических центров на территории Беларуси и России, в которых будут совершаться операции с грузами, приносящие большую прибыль, чем простой транзит. Принципиальным моментом является подписание соглашений о строительстве или модернизации крупных шоссе или железных дорог с параллельным подписанием соглашений с крупными китайскими компаниями о создании производств со значимым числом рабочих мест для нашего населения на нашей территории. И глубина локализации этих производств также должна соответствовать нашим стандартам.

Вариантом успешного проведения в жизнь подобного сценария уже является текущее сотрудничество Беларуси и Китая в последние годы. Беларусь принимает активное участие в реализации инициативы «Один пояс и один путь», но жёстко следует приведённым выше принципам. В частности, создаваемый в тесном сотрудничестве с Китаем индустриальный парк «Великий камень» уже содержит в себе мощный логистический центр, примыкающий к основному маршруту транзита китайских товаров в ЕС, инфраструктура парка строится в основном за счёт Китая, широко используются белорусские строительные материалы и рабочие. Попытки Китая предложить к реализации инфраструктурные проекты, в которых выгода белорусской стороны отчётливо не прослеживается, отклоняются. Так, в частности, произошло с модернизацией терминала и строительством второй взлётно-посадочной полосы в национальном аэропорту «Минск-2».

По своему географическому положению и по своей потенциальной роли в воздушных коммуникациях между Азией и Европой аэропорт полностью вписывается в концепцию «Одного пояса и одного пути», поэтому изначально осуществлялся поиск финансирования проекта с китайской стороны. Департаментом по авиации министерства транспорта и коммуникаций Беларуси был заключён договор генподряда с китайской компанией точного машиностроения, с привлечением кредита «Эксимбанка» Китая. Но условия, на которых китайская сторона была готова финансировать проект, Беларусь в конечном счёте не устроили. В результате терминал уже модернизирован, а вторая взлётно-посадочная полоса будет введена в строй осенью 2018 года. Проект реализуется белорусскими силами.

Демонстрация стоического терпения в отношении делаемых Китаем предложений при участии в концепции «Один пояс и один путь» будет приносить России и Беларуси больше дивидендов и в дальнейшем, чем полный отказ от него, что очень бы обрадовало Запад, или слишком много необоснованного энтузиазма.

Наибольшие выгоды будут получены Россией, располагающей множеством хороших локаций для мощных портов, которые будут со временем востребованы в мировой торговле, но не имеющей необходимого внутреннего финансирования для их строительства. В особенности велики перспективы сотрудничества с Китаем в этой сфере на территории России вдоль Северного морского пути, который приобретает всё большую популярность как новый маршрут для торговли между Европой и Азией. А в случае успехов Турции в прокладке Стамбульского канала к 2023 году резко возрастёт и интерес Китая к возведению новых портов или расширению существующих на Чёрном море, чем также можно воспользоваться.

Мария Кизима, Сергей Кизима

 

🔥52 просмотров

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Translate »